Алхимическая метафора Сад и его Архетип

"Сад Философов представляет собой сосуд, содержащий материю великого делания" 

А.-Ж. Пернети

Сад как метафора очень давно привлекает людей, особенно тех кто в той или иной форме пытается познать свою Душу. А значит и современная психология как наука о Душе (от др.-греч. ψυχή «душа»; λόγος «учение»), обязана обратить пристальное внимание на этот образ. Метафорически "алхимический Сад" сочетает в себе множество первообразов пробуждающих в человеческой психике базовые глубинные структуры на которых построена его психика. Любой человек попадая в красивый (с его точки зрения) цветущий Сад испытывает в нём приподнятые чувства и в той или иной мере приближается к состоянию равновесия и ощущения гармонии с природой и нечто большим. Человек ощущает как его Душа раскрывается. И происходит это спонтанно как бы само собой. Психика человека как будто сонастраивается с чем то тонким и от этого человек ощущает облегчение и покой. Это ощущение отличается от простого пребывания в дикой природе например в лесу. В этом и проявляется воздействие архетипа Сада.. Человек входит в резонанс с нечто большим.

Архетип Сада нагляднее всего демонстрирует библейский "Райский Сад" в котором прибывал человек до того как решил вкусить плоды с дерева познания. После чего он постоянно желает вернуться в этот Сад являющийся его истинным домом. Домом в котором он ощущает себя в безопасности, комфорте и свободе от всех проблем. Там не нужна одежда не нужно думать о питании или о чём то ещё. Ты существуешь "У Христа за пазухой". Так воспринимают себя маленькие дети в здоровой гармоничной семье в которой родители полностью обеспечивают ребёнка и защищают от внешнего мира. И человек всегда подсознательно желает туда вернуться.

Но архетипический образ это более сложная и многогранная структура и Сад не является исключением. Тот кто хоть немного занимался земледелием, пытался бороться с сорняками защищая от них культурные растения, то прекрасно понимает какая колоссальная работа стоит за прекрасным Садом в котором гармонично сочетаются виды и цвета, в котором всё продуманно до мелочей..

Маленький ребёнок играя в саду воспринимает его как данность, в то время как взрослый человек понимает сколько усилий за этим стоит. Когда ребёнок вырастает он начинает познавать, что значит ухаживать за садом. Он попадает из Рая в действительность, в которой он уже не беззаботно играет в Саду, а принимает непосредственной участие в его строительстве.

Так или иначе человек строит на Земле свой маленький Сад.. Создаёт вокруг себя свой персональный Рай, в меру своих пониманий и представлений об этом. Окружая себя  атрибутами райской жизни. На момент сейчас эти атрибуты являются предметами роскоши..

Религиозные учения говорят о том, что это движение к материи есть противоположное направление от Духовности.. Однако как изрёк Гермес в своей "Изумрудной скрижали" «omne superius sicut inferius» (как наверху, так и внизу). И мы понимаем, что "выращивания своего Сада" в нашем физическом мире подобно выращиванию сада в мире духовном..

 Давайте подумаем как Сад может ассоциироваться с внутренней духовной жизнью человека?

Может ли Сад вырасти сам собой? Тот кто работал на земле знает как быстро сорняк забивает культурные растения пока они слабы. Так же и с человеком, если он не будет культивировать в себе определённые духовные качества они в нём так никогда и не прорастут. Сорняк появляется сам собой так же как и низменные - животные желания. И если им не противостоять очень скоро человек будет полностью ими поглощён. Внутренняя алхимическая работа по выращиванию "Сада своей Души", из положительных духовных качеств очень похожа на выращивание своего сада на земле. Данной работе нужно уделить много внимания, приложить  усилия, и набраться терпения. Нужно достаточно много времени для того, что бы дождаться пока вырастут твои деревья и розы. И в процессе этого роста нужно постоянно следить и держать это под своим контролем и вниманием.

Об этих этапах в аллегоричной  форме нам рассказывают алхимические трактаты. В которых очень часто можно встретить образ Сада как объекта для "делания" и "великого делания" наряду с аллегориями возгонки веществ и трансмутации металлов. Там Сад предстаёт пред нами как "Сад философов" и работа в этом Саду это работа по взаимодействию с другими архетипами, которая ведётся внутри психического пространства человека.

Хочу отметить, что прежде чем начать строить Сад, нам нужно пространство для него (своя земля). То пространство которое мы отвоёвываем, либо получаем по праву рождения у внешнего Хаоса. В нашем земном мире этот первичный Хаос олицетворяет Лес. В психическом пространстве это архетип некоего "Великого Леса", у древних славян этот архетип обозначался божеством ВеЛес.  

 

Отсюда видно, что сам архетип Сада есть архетип достаточно высокого уровня, так как рождается непосредственно из Стихии (Хаос). В этом смысле Сад равен (подобен) греческим Богам которые с одной стороны являются изначальными, а с другой были порождены Титанами которые по своей сути олицетворяли изначальные Стихии.

Получается, что человек получивший "Свою Землю" по праву рождения, на которой он будет строить свой "Психический Сад", в своём потенциале подобен Богу управляющему Райским Садом, в котором проживают его внутренние Адам и Ева (anima и animus).

ПРАКТИКА:
Закрой глаза и войди в рабочее состояние..

Ощущаешь ли ты Свой "внутренний Сад"? Если да то как ты себя в нём чувствуешь? В каом виде там растут растения? 

Рейтинг статьи: 
0