Алхимический опус как стадии аналитического процесса
"Не мы нуждаемся в боге, а бог нуждается в нас"
К.Г. Юнг
С позиции юнгианского анализа весь смысл человеческого существования сводится к обретению Самости на пути собственной индивидуации. В религиозной традиции это путь к богу. Но так как Бог и человек неразрывно связаны, не только человека движется на встречу Богу но и Бог движется на встречу человеку.
Нагляднее всего это изображено на четвёртой фреске Микеланджело центральной композиций потолка Сикстинской капеллы под названием «Сотворение Адама». На которой Адам тянет руку на встречу Богу и Бог отец протягивает руку ему в ответ.
В современных религиозных традициях Пути лишь обозначаются как таковые, но лишь очень туманно и призрачно. Само возникновение Алхимии с моей точки зрения есть попытка более детально описать этапы на Пути к Богу. Но для того, что бы не вступать в конфликт с религиями используется терминология Алхимиков. Современная Юнгианская психология занимается тем же самым, но этот Путь носит название индивидуации. Психология, Алхимия, Религии, Эзотерика и Наука с моей точки зрения это лишь разные Пути к одному и тому же. Именно поэтому многие высокопоставленные церковные чины прошлого общались с алхимиками или даже сами были алхимиками.
Процесс индивидуации напрямую связан с необходимостью божественного реализовываться через человека. Только через человека может воплощаться замысел божий. Процесс этого воплощения алхимики аллегорически отображают в своих трактатах и опусах. В них под этапами «Великого делания» описываются тонкоматериальные процессы психического преобразования сознания. Но процессы эти настолько универсальны, что могут применяться ко многим сферам жизни в том числе и к миру физическому или химическому. Поэтому в этих трактатах мы часто находим отсылки к работе с химическими веществами.
Все люди могут видеть физические вещества и физическую реальность но гораздо меньшее количество людей может воспринимать психическую реальность. Мир отношений между людьми, эмоции, внутренние переживания для многих людей остаются недоступными. Поэтому не все люди могут понять, что настоящая алхимическая работа идёт с не с физической материей, а с тем что предшествует этой материи. С так называемой примаматерией.
Примаматерия с моей точки зрения это опыт нашей жизни.. Нам нужно проанализировать опыт нашей жизни и понять для чего он был нам дан. Увидеть некий "божественный замысел" который стоит за этим. Разглядеть в этом хаосе собственной жизни кусочки пазлов для картины собственной индивидуации из которых складывается путь к собственной самости.
Как алхимики говорят: "Примаматерия великолепна и мерзка", "проявлена в огромном разнообразии", "имеет множество имён". Положительный и отрицательный опыт наших психических переживаний и является той самой примаматерией с которой и предстоит алхимическая работа. Чаще всего люди воспринимают лишь свои положительные психические реакции как данность, а вот отрицательные аспекты жизни очень часто отбрасываются или отрицаются. Возможно именно поэтому алхимики в большей степени указывают на "примаматерию находящуюся в тени". Именно теневые отрицаемые аспекты чаще всего заставляет человека начать Поиск. Они же вынуждают человека обратиться за психотерапевтической помощью. Не сдержанные эмоции, смена настроений, вспышки агрессии и обиды, всё это является материалом с которым нужно начинать работать. Это и есть тот грязный свинец алхимиков который необходимо преобразовать в золото мудрецов..
Стадии Великого делания
Свинец это низшее состояние (так называемая чёрная степень), а золото это высшее состояние. Золото - основной результат работы философского камня - то есть Алхимии.
Сам процесс "великого делания" делится на 4 основных этапа (есть ещё промежуточные этапы, их гораздо больше как и элементов участвующих в трансмутации). И обозначается 4 цветами, которым соответствуют 4 химических элемента.
Чёрный - Алхимический Свинец. Упрощённо говоря греховность "кто без греха, пусть первым бросит в меня камень". Всё начинается с этой стадии.
Белый - Алхимическая Ртуть. Символ женского начала (так же достаточно часто изображается в виде Андрогинна). Углубленная очистка и первичные превращения.
Красный - Алхимическая Сера. Символ мужского начала. Серьёзный этап алхимического делания.
Золотой - Алхимическое Золото. Высшая цель духовной трансмутации.
В любой алхимической работе всегда присутствует Духовный элемент. Поэтому вся алхимическая работа начинается с «поиска Меркурия». Если Меркурий не найден то никакая алхимическая работа не возможна.
Нигредо
Вера, Воля и Воображение это те качества которыми по мнению Парацельса, должен обладать человек для начала Великого делания.
Самая первая стадия работы обозначается как Нигредо (чёрная стадия). На этой стадии адепт знакомиться с первоматерией, встречается с тьмой и хаосом собственного опыта задвинутого его сознанием в область бессознательного.
Первая задача на стадии нигредо постоянная промывка, очистка и перегонка первоматерии. Прежде всего это задачи "отмыть Венеру и Марс". Осознать проблемы любви и агрессивности, мужского и женского, света и тьмы. Так же эта стадия аллегорически называется гниением.
Здесь мы касаемся самых не приятных глубинных аспектов своей души. Достаём из подсознания те вещи которых мы не хотим касаться. И начинаем с ними работать и анализировать эти процессы. Это значит, что нужно постоянно анализировать себя смотреть, что нас тревожит, беспокоит, раздражает и выводит из состояния равновесия.
Гравюры описывающие Нигредо
Здесь мы видим скелет который держит на правой руке Чёрного ворона. Ворон есть основное обозначение стадии Нигредо. Скелет стоит на чёрном шаре в алхимии «чёрное солнце» или Сатурн символизирующий Хаос. Это и есть образ первоматерии, та тёмная масса опыта которая должна быть наработана изначально, для того чтобы стало возможным «возгорание черного солнца». Это хаос который изначально должно пройти вещество перед тем как оно начнёт работать в алхимическом смысле. Человек проживающий свою жизнь, получает опыт и он должен совершать какие-то ошибки, поступки в том числе и плохие и это всё становится сырьём для черного солнца. Можно сказать что под влиянием внутренней энергии распада (ИОС), человек начинает разлагаться..
Но это не разложение телесное - это некая сознательная коррозия от действий внутреннего огня - это скорее некое тление, медленное горение. По сути это процесс возгорания.. Стадия разжигания внутреннего огня который потом переходит в огонь внешний (мы видим что чёрный шар окружён огнём)
Ангелы по краям скелета говорят о том, что этот процесс происходит под присмотром высших сил. Обозначение того что работа идёт в психическом пространстве.
Нигредо стадия вторая. Переход в Альбедо.
Мы видим шар но тут он уже белый.. Шар расположен в хаосе, называемом в Алхимии "массой конфуза". Состояние в котором прибывает большая часть населения планеты. Когда Тело Душа и Дух не осознаваемы людьми. И человек раздирается своими внутренними желаниями и противоречиями, не понимая их природы и сути, он не может их упорядочить.. Поэтому человек прибывает в состоянии хаоса.
Эта алхимическая гравюра, изображает процесс выхода из этого состояния. Здесь человек так же держит на руке ворона. (Это говорит о том, что человек по прежнему прибывает в стадии Нигредо). Под влиянием внутреннего и внешнего огня от человека отделяется Душа и Дух (вылетают изо рта).
Мы видим, что этому процессу помогают внешние силы. Солнце как источник Огня и ветер усиливающий этот огонь.. Здесь показана работа алхимической печи (Атанор). Основного инструмента Алхимии. И данная работа без Атанора не возможна. Поэтому прежде чем приступать к данной работе, нужно научиться добывать этот огонь в себе.
Выше мы видим Солнце, Луну и планеты, которые довлеют над человеком.. Это ситуации возникающие в жизни человека, в зависимости от того под какой звездой и какими планетами он был рождён. Упрощённо, это то, что в Индуизме называется кармой, а у астрологов "натальной картой".
Все эти факторы, сами по себе способствуют пробуждению в человеке внутреннего огня. Под этими влияниями круг начинает светлеть. Эта работа очищает наше сознание и переводит нас в белую стадию, стадию Альбедо алхимическая стирка или Баня.