Метафорическая суть психоанализа
Ассоциативный метод - был взят из фрейдовского психоанализа. Клиенту разрешается высказывать всё, что ему приходит в голову, не задумываясь над смыслом. После того, как клиент выговорит все свои сознательные заготовки, он неизменно переключиться на выговаривание того, что у него находится в подсознании. Тем самым клиент, как бы сам проговориться о своих проблемах.
Его подсознательные мысли облекаются в слова. Анализ этих слов и ассоциаций укажет психотерапевту на причину его проблемы или даже заболевания.
Метафора - это способ описывать ситуацию или свои мыслительные процессы через образы, которые могут с ними ассоциироваться. Речь человека окрашивается новыми красками и дополняется эмоциями. Такое образное сравнение, помогает увидеть другую грань того же самого процесса. Помогает осознать новые смыслы и сделать нашу речь более понятной как другим людям, так и самому говорящему.
Метафорическое восприятие мира учит нас находить подобие в многообразии и тем самым обобщает и систематизирует наше восприятие мира. Она отражает способность человека ассоциировать между собой самые разные вещи и события. Объясняя подобие через метафору, мы приходим к пониманию сути.. Ведь для того, чтобы объяснить сложное явление или процесс, нам достаточно привести понятное сравнение с чем-то подобным, но уже известным.
Ассоциативно - метафорические методы активно используются в большинстве психотерапевтических направлений. Общение через метафоры постоянно используется в гештальт-терапии, последователями Эриксона, НЛП, гуманистически ориентированных подходах.
Многие основные понятия психологии по своей сути и есть ассоциативные метафоры. Например: Либидо, перенос, катексис, ИД, анимус, самость, тень, архетип и коллективное бессознательное в психоанализе Фрейда и Юнга. Оргон и броня в телесной терапии Райха, перинатальная матрица у С. Грофа, якоря в НЛП и тд..
Сама психотерапевтическая беседа метафорична по своей сути, это сближает её с художественной прозой или даже поэзией. Поэтому практически все методы, которые используются в консультировании можно так или иначе отнести к ассоциативно-метафорическим.