Методы психологического консультирования
Психоаналитические методы в консультировании - это инструменты основная цель которых помочь клиенту найти проблемные участки в своём бессознательном. Так сказать, "навести мосты", миную рациональные механизмы защиты. Это основная цель работы и основной способ избавиться от конфликтов в сознании.
Вся эта работа имеет ассоциативно - метафорический смысл. Поэтому здесь стандартизация невозможна по определению. Ведь метафора у каждого человека вызывает свои собственные ассоциации. Именно через них человек гораздо проще приходит к осознанию изначально сложных для него вещей.
Сама психология, как наука очень метафорична, для этого достаточно посмотреть на базовые понятия, которыми она оперирует. При углублении в метафору мы не изменено придём к пониманию мифа. Миф - это древнейшая базовая метафора, индивидуальная для того или иного этноса или группы народов. В процессе эволюции меняются и метафоры, меняются и системы взаимодействия с ними. Однако кое-что остается неизменным, взять, например, метафорические карты , которые, по большому счёту, есть не что иное, как современная интерпретация архаичных карт таро.
Давайте рассмотрим архаично - метафорический метод, который по своей сути аналогичен психоаналитической работе, и даже, в некоторых моментах, глубже и эффективнее. Метод этот называется "Перепросмотр", его используют мексиканские шаманы племени Яки. И этот метод был описан в книгах Карлоса Кастанеды. Наш опыт применения перепросмотра показывает, что он очень эффективен и универсален. Хотя Кастанеда его описывает в первую очередь, как метод самосовершенствования, он с большим успехом практикуется и в парной работе.
Нужно обращать внимание на багаж прошлого, который не ограничивается картами таро и перепросмотром. Психология, это естественная потребность человечества, и она не могла зародиться за каких-то 100 лет назад. Она сопровождала людей на протяжении всего времени существования человечества, просто называлась она тогда по-другому и практики эти выполнялись из других социальных институтов. Наша задача не забывать опыт прошлого.
Взять для примера православно христианскую традицию покаяния и исповеди. Хочу привести цитату профессора Смирнова относительно того, что раньше понималось под христианской исповедью:
«Исповедь у нас в церкви, кажется, никогда не понимали в смысле суда над преступником Божественного закона, а скорее как лечение больного. Притом ясно сознавалось, насколько трудно и тонко психологически дело врачевания больной совести. Духовнику предписывается, поэтому, обращаться с кающимся «кротким сердцем и веселым», говорить с ним «тихим гласом», «с тихостью, любовью и смирением...» Поэтому на «новокаявшихся», т.е. первый раз подвергшихся «великой епитимии» за тяжкий грех, налагалась в Древней Руси сравнительно легкая, 40-дневная, епитимия».