Психосоматика и аналитическая психология
Психосоматика явление влияния психологических факторов на телесные заболевания. Упрощённо психосоматические расстройство можно разделить на 2 вида:
1. Приводящие к заболеваниям и органическим нарушениям в теле. Самотоформные расстройства.
2. Создающие лишь симптомы того или иного заболевания. Психосоматозы.
С точки зрения аналитической психологии корни психосоматических расстройств находятся в бессознательном и базируются на психических травмах подобно любому комплексу. По большому счёту это те же самые комплексы получившие доступ к телу.
Чаще всего рассматриваются травмы раннего детства в фазе довербального периода. Почему психические травмы раннего детства чаще всего переходят в психосоматические проявления? Думаю потому, что в данном периоде физическое тело ребёнка связанно с его психикой гораздо сильнее, а по мере взросления эта связка ослабляется. Я также не исключаю возможность получения травм в перинатальном периоде. Просто этим вопросом сейчас мало кто занимается и не существует достаточных инструментов для точной фиксации этой зависимости и возможности.
Думаю здесь можно ввести термин "психосоматический комплекс" для обозначения основной причины психосоматического заболевания.
Так или иначе вообще любое заболевание нашего тела имеет в своей основе "психосоматический комплекс". Здесь можно вспомнить о эффекте плацебо и ноцебо. Официальная статистика говорит, что этим феноменам подвержена треть населения. Но я склонен считать, что этот процент гораздо выше.
Плацебо и Ноцебо
Наглядней всего феномен ноцебо демонстрировали в советской школе. Когда профессор приходил в аудиторию в которой размещалось 150 - 200 студентов. Ставил на стол пробирку и говорил, что сейчас он в неё нальёт очень пахучую жидкость. После чего он одевал противогаз и очень осторожно наливал в пробирку жидкость. Затем он просил студентов поднимать руки когда они почувствуют запах.. Требовалось 5-10 минут что бы студенты на задней парте начали поднимать руки.. К этому времени на первой парте особо впечатлительные уже падали в обморок.. После этого профессор снимал противогаз и выпивал жидкость из пробирки. Говоря что там была дистиллированная вода. Часто он добавлял: "Если бы я сказал что в стакане яд. У нас здесь уже были бы трупы!"
Раздвоение личности
Но ещё ярче гипотезу "психосоматического комплекса" подтверждает феномен больных страдающих раздвоением личности. У которых одна из личностей может страдать "не излечимым" заболеванием с позиции современной медицины таким как рак или инсулинозависимый сахарный диабет. Феномен в том, что этим заболеванием страдает только одна личность! В то время как при "переключении личностей" медицинские анализы второй абсолютно чисты. Получается, что "неизлечимое" заболевание излечивается в теле за несколько мгновений "переключения личностей", то есть при изменении психики человека.
Шаманизм
Здесь можно вспомнить подход шаманов в процессе исцеления. Шаман не лечит тело больного как таковое, он изгоняет из тела "Злого Духа" болезни. То есть по сути работает с "психическим пространством" больного человека. В процессе этого исцеления шаман совершает трансцендентные переходы спускаясь в нижние или поднимаясь в верхние миры психического пространства.
Эпилепсия
Кстати сказать, себе в ученики шаманы чаще всего берут людей больных эпилепсией. Эпилепсия у таких народов считается "шаманской болезнью". Современная медицина это заболевание не лечит и считает, что нет возможности взять под контроль эпилептические припадки.. А шаманы учат этому своих учеников.. И в конце концов ребёнок обучается по своему желанию входить в эпилептический припадок. Но самих шаманов не интересует телесный припадок им интересен "психический мир" в который попадает сознание человека в эпилептическом трансе.
Вообще сам эпилептический припадок можно рассматривать как компенсаторный механизм сбрасывающий через тело все психические напряжения.
Тело как компенсатор
Суть психосоматических расстройств в том, что накопленное психическое напряжение не получив вербальной, эмоциональной или какой то другой разрядки в конце концов начинает "отрабатываться телом".
В простейшем случае нам нужно разрешить телу выплеснуть из себя накопившийся там не реализованный потенциал. Это происходит в процессе "телесной терапии" в результате работы которой реализуется разрядка комплексов. Я подозреваю, что эпилептические припадки имеют схожую природу.. С моей точки зрения это некий природный механизм компенсации психического комплекса через телесные конвульсии.
Тот же эффект мы видим в ритуальных танцах многих народов. Этот же смыл мы находим в "динамических медитациях" и "транссовых камланиях" выполняемых под музыку, дыхательные упражнения или применение психотропных веществ. Либо через сочетания этих методов. Во всех случаях тело используется как "спускной клапан" для выпуска психического напряжения.
Глубокие психотравмы
Однако такой подход далеко не всегда убирает причину. "Психосоматический комплекс" чаще всего просто обнуляется но не перестаёт существовать. После такого обнуления он начинает заново накапливать "психический материал". Данный процесс можно сравнить с процессом очищения раны гноем. Грязь попавшая в тело человека начинает нагнаиваться и на коже образуется гнойный волдырь, после накопления критической массы волдырь разрывает кожу и с гноем из раны выносится грязь.. Но при глубокой ране такой способ очистки не срабатывает и здесь необходимо хирургическое вмешательство для того что бы очистить рану от грязи. Иначе процесс нагноения будет повторятся по кругу..
С глубокими психотравмами происходит примерно тоже самое. Чем глубже психотравма, тем сложнее от неё избавиться через простое отыгрывание текущих телесных реакций. Чем сильнее эмоциональное переживание или чем в более раннем детстве получена травма тем дальше от тела она находится. В таких случаях необходима регрессия к травмирующей ситуации и проработка травмы "в том временном промежутке". Но даже при таком подходе тело человека может играть неоценимую помощь в терапии.