Взаимодействия между клиентом и психотерапевтом
Эффективные взаимодействия между клиентом и психотерапевтом это та базовая вещь, с которой всё начинается. Пациент приходит за помощью к консультанту психоаналитику, поэтому сам процесс общения ведётся из позиции того, что консультант знает, как помочь клиенту. Поэтому прежде помогать разбираться людям в их проблемах, нужно "разобраться в себе". Выстроить своё мировоззрение хотя бы на базовом уровне. Вот что на это счёт пишет Абрамова Г.С.
"Думается, что, прежде чем начинать профессиональную деятельность, психотерапевту есть смысл сдать самому себе экзамен на осмысление основных проблем, воплощающих сущность человека, пересмотреть тот арсенал философских аксиом, кᴏᴛᴏᴩые он будет нести ϲʙᴏим пациентам."
Делается это для того, чтобы в процессе терапии иметь свою позицию восприятия, а не для того чтобы эту самую позицию восприятия навязывать клиенту. Если у психотерапевта не будет такой позиции, то ему будет очень сложно оставаться в нейтралитете восприятия. Не имея своей позиции, он неизменно будет втянут в позицию восприятия клиента, которая в свою очередь может быть искаженна его индивидуальными переживаниями или даже меняльными травмами, полученными им в тех или иных стрессовых ситуациях.
"Динамический характер психологической информации, кᴏᴛᴏᴩой пользуется психотерапевт, ставит его перед необходимостью анализировать причины и следствия реальных жизненных событий. Доказательство истинной причинной связи при ϶ᴛᴏм анализе не менее важно, чем само ее выявление, так как человеку ϲʙᴏйственно через самовнушение серьезно перепутать причины и следствия ϲʙᴏей жизни."
Имея же такую опору консультант сможет удерживать верную позицию нейтралитета. И уже из неё корректировать и указывать клиенту на некоторые "странности" в его рассуждениях.
"В философской позиции психолога понятие причинности, детерминированности человеческой жизни будет рабочим понятием, так как именно оно позволяет соотносить такие реальности, как объективные обстоятельства жизни и субъективное переживание их. Исключая выше сказанное, рефлексивные понятия причинности позволяют психотерапевту проектировать вместе с клиентом его будущее, верно расставляя в нем акценты."
Крайне желательно что бы у консультанта был некий опыт, в решении той проблемы с которой к нему обращается пациент. Тогда он сможет сам вести пациента в нужную сторону, иначе он просто не будет знать "куда ему идти".
Если же нужный опыт, хотя бы примерный, приобретён, то можно уже совместно с клиентом двигаться в сторону выхода из проблемы. Тогда совместный план работы будет выглядеть примерно так:
- Определение проблемы. Проблема клиента должна быть определена и выражена в словесной форме.
- Определение желаемого результата.
- Определение шагов, с помощью которых можно достичь нужного результата.
- Проверка понимания того, как эти самые шаги будут реализовываться.
- Проверка понимание того, что сам клиент сможет сделать эти шаги. Что он не боится остаться с ними один на один. И что он всегда может рассчитывать на помощь консультанта.
Здесь нужно подчеркнуть важность того, что эти пункты реализуются как "совместное делание". То есть это сотрудничество между клиентом и консультантом. Клиента нужно в каком-то смысле научиться чувствовать. Нужно постараться максимально сильно и полно его понять.
"Психотерапевту надо, в известной степени, пережить ϲʙᴏе родство с клиентом, ɥᴛᴏбы почувствовать его состояние, его проблемы, недаром говорят, что психотерапии трудно и даже невозможно научиться по книге."
Только такое сотрудничество позволит получать от клиента максимально полную информацию о проблеме. Это позволит раскрыть его творческий потенциал и сделает обучение клиента более быстрым и непосредственным.
"Психотерапевтом становятся только тогда, когда, изучая клиента, изучают и самого себя. Это помогает избежать профессиональной деформации — псевдонаучного обезличивания клиента, ролевой маски во взаимодействии с ним и моральной оценки."
Общепринятые нормы организации взаимоотношений с клиентом:
Нормы Консультанта:
1. Объективность и независимость по отношению к клиенту
2. Конфиденциальность получаемой информации
3. Обсуждение оплаты до начала работы