Комплекс Кассандры

Комплекс КасандрыЭта статья, по сути, является продолжением статьи «От холодных матерей к истерическим паттернам. Отношения с матерью» (ссылку на которую вы найдёте под этой статьёй). В ней я рассказывал о том, как у женщин формируется чрезмерная истероидная психотравма из-за недостатка внимания со стороны отца и незавершённой сепарации с матерью. Здесь я хочу продолжить свои размышления и рассматривать истероидные паттерны поведения уже в ключе аналитической психологии и с ссылками на довольно известную книгу Л. Л. Шапира «Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию».

«Женщина с комплексом Кассандры обладает особым истерическим паттерном, включающим в себя заметное расщепление личности. Такая женщина часто оказывается экстравертированной и хорошо адаптированной — яркой, деятельной, компетентной, ответственной, даже навязчивой в том, что делает, и к тому же способной поддерживать длительные, правда, иногда поверхностные отношения. Но временами ее Персона внезапно распадается на части, обнажая испуганную маленькую девочку, жаждущую заботы и внимания, но не способную выразить свои потребности или найти свой путь в бессознательном. У нее нет проводника, она не испытывает удовлетворения, чувствует себя беспомощной, безнадежной и крайне испуганной»

Шапира объясняет это, как нарастающее влияние мужского начала, перерастающее в одержимость архетипом Аполлона. На примере взаимодействия, описанного в мифе о Кассандре. В целом, книга мне понравилась: всё описано интересно и достаточно развёрнуто. НО сама позиция восприятия автора, лично у меня вызывает несколько вопросов!

Она преподносит это как попытку Аполлона навязать Кассандре роль Пифии. То есть «несчастной» женщине навязывается роль «жены бога». Для того, чтобы в неё мог вселяться бог, который использует её голос как свой собственный. Кассандра не захотела такой участи и попыталась «обмануть бога»: дар взяла, а служить ему отказалась. Более того, она намеренно заигрывала с ним, чтобы получить данный дар.

Шапира рассматривает истерию как "одержимость Аполлоном". Основную проблему она видит в подчинении собственному Анимусу и, соответственно, в "лечении" как выходе из-под его влияния. Сам "мужской бог" рассматривается Шапирой как "женоненавистник", и якобы Кассандра (вместе с Шапирой) "бунтует" против патриархата. Она вскользь упоминает о влиянии архетипа матери и объясняет его сменой матриархата на патриархат. Я же вижу ключевую роль в истерии, как в незавершенной сепарации с матерью.

«Эго — в данном случае карикатурный образ Аполлона, связанного устоями, разумом, истиной и ясностью, — себя дезавуирует, демонстрируя свою темноту и иррациональность. Таким образом, Аполлон служит воплощением женоненавистнического акцента. Согласно Эсхилу, он говорит так:
Отвечу вам! И прав ответ. Послушайте! Та, что зовется матерью, не создает Дитя, — лишь плод она растит посеянный. Творит зачинщик. А она залог хранит, Как гостю гость, когда не повредит ей бог. И вот вам доказательство надежное. Отец родит без матери…»

Данную фразу греческого бога автор приводит как "пример женоненавистничества", но, с моей точки зрения, это лишь инструкция для правильного прохождения сепарации с матерью. И не принятие этой инструкции явно показывает, что сепарация с матерью не пройдена! Честно говоря у меня складывается ощущение, что сама Лори Шапира, тоже не прошла свою сепарацию и явно имеет большие претензии ко всему мужскому началу.

«Отождествляя себя с позитивной ценностью, как это делаем мы все, данная точка зрения не позволяет увидеть Аполлона в негативном свете. Тем не менее от него исходит очень мрачная тень. Его хищная установка по отношению к фемининности, основанная на насилии, давно и хорошо известна. Это все тот же Аполлон, который отлучил дельфийского оракула от богини земли, никогда не признавая его матриархальных корней. Он отдает дань уважения богине до тех пор, пока испытывает потребность в женщине, которая бы вдохновляла его божественное сумасшествие»

Аполлон - это архетип, и он взаимодействует сразу с множеством людей. Естественно, что в мифологической традиции это показывается как то, что Бог имеет много любовниц. Как здесь можно усмотреть «хищную позицию к фемининности» мне не понятно. Если мы вспомним Афродиту, то у неё тоже много любовников, но это же не есть «хищная позиция к маскулинности».

«В древних версиях, например, в гимне Гомера Аполлону Пифийскому, говорится о жестокой борьбе, в которой бог «поразил с помощью своего мощного лука огромную и чудовищную Женщину-Змею» — змея Пифона, хранителя святилища Геи. Так мы становимся свидетелями героической сущности гомеровского Аполлона. Но даже раньше убийство Пифона было одной из версий убийства царя года. Как и в большинстве героических историй, относящихся к периоду перехода к патриархальности, в данном случае Аполлон не отказывается от трона в пользу следующего претендента; таким образом он разрушает матриархальный цикл, оставив себе роль Дельфийского оракула.»

С моей точки зрения, в этих фрагментах так же идёт речь о сепарации с матерью. Женщина-Змея - это не что иное, как «пуповина Земли», от которой нужно избавиться , чтобы получить вход в мир богов. То есть, начать взаимодействовать с небесным Архетипом.

Шапира так же отмечает, что на роль Пифии брали только девственниц и духовно чистых женщин, так как нести в себе бога - это не простая ноша. Неудивительно, что большинство с этой ношей не справляются. И Кассандра так же не справляется с этим.

«С архетипической точки зрения, «сосуд» ассоциируется с женственностью, со способностью женского чрева принимать. На личностном уровне женским психологическим сосудом является ее Эго. Кассандра имела слабый сосуд. Это оказалось ее трагической неполноценностью. В психологическом смысле она не являлась девственницей: «Женщина-девственница сама по себе делает то, что она делает, — не потому, что хочет получить удовольствие, не для того, чтобы ее любили или одобряли, и даже не по собственной воле, и не затем, чтобы обрести власть на другими… а делает это потому, что это истинно»»

Я думаю в мифе о Кассандре речь идёт о женщине, которая вошла в контакт с архетипом Аполлона, но просто оказалась  к этому взаимодействию не готовой в связи с наличием у неё глубоких психотравм истероидного психотипа. Эту женщину разрывают на части два полярных архетипа: мужской и женский. Она пытается служить двум полярным Богам, и это рвёт на части её психику. Очень похоже, что Кассандра включается в архетип Афродиты (красота для истероида крайне важна). Не случайно многие авторы подчёркивают ее красоту, а Гомер сравнивает её с «Золотой Афродитой».

И, с моей точки зрения, главное, что нужно сделать - это определиться с полярностью, осознать это и научиться контролировать (балансировать). Без этого ни о какой индивидуации говорить невозможно.

Истероиды часто в переносе и контрпереносе транслируют поглощающий комплекс матери, что выражается в тяге ко всему материальному. И для меня является свидетельством преобладания в них материнского, а не отцовского комплекса. "Комплекс Кассандры" это лишь частный случай такого проявления с более сильным проявлением претензии (обиды) к мужскому началу.

 Записаться на консультацию или участие в групповом тренинге, можно через Вотсап номер +7 918 35 35 205

Рейтинг статьи: 
0