Уход клиента от терапии, сепарация с терапевтом

сепарация от терапевтаИз моей практики и общений с коллегами. Достаточно часто можно встретить такую историю. Клиент  несколько лет посещает терапию и за это время, увеличивается его самостоятельность, ощутима вырастает его доход, он избавляется от долгов, зависимостей, находит своего человека, понимает свой Путь, разрывает токсичные отношения, и так далее..

Но в какой то момент клиент приходит к тебе и говорит, что  он встретил какого то другого человека знакомого, не знакомого, терапевта.. условно говоря  "учителя".. который сказал ему несколько фраз, дал почитать книжку или какой то тренинг.. И после этого "ОН ВСЁ ПОНЯЛ". А то чем он занимался с тобой ну это так.. не серьёзная ерунда.. какая то детская возня.. Но теперь то он "всё понял". И далее происходит полное обесценивание тебя как терапевта. Про обесценивание у меня есть отдельная статья.

И чаще всего чем ближе терапевт воспринимал такого клиента, чем больше он ему дал тем как правило  сильнее выражается подобная реакция.

Как не странно но ЭТО НОРМАЛЬНО! Не нормально как раз если клиенты от тебя не уходят, а залипают на тебе. Но давайте разберёмся почему так происходит.

 

Почему уходит не попрощавшись?

Терапевт занимает в жизни клиента позицию значимого взрослого, учителя который учит его жизни. Чаще всего это замещение позиции отца или матери. С вытекающими от сюда переносами и контр переносами. Здесь прямая аналогия Родитель - Ребёнок. И цель этих отношений   "взросление ребёнка". И его дальнейшая сепарация от родителя..

Дети очень часто обесценивают или недооценивают того, что родители для них делают. Но нормальный родитель относится к этому с пониманием. Этап взросления ребёнка неизменно приводит к сепарации от родителя. Родитель и ребёнок должны быть отделены друг от друга, и для ребёнка проще всего это сделать путём отталкивания родителя от себя.

Но подсознательно человек не может отталкивать от себя, что то хорошее. На уровне подсознания если человек, что то отталкивает от себя значит это "плохое". И чем менее клиент осознан тем ярче это выражается. Чаще всего через обесценивание и обвинение  терапевта  (родителя, учителя) во всём чём угодно, лишь бы было проще оттолкнуть его от себя.

Поэтому этот процесс нормален! Это говорит о том, что ваш клиент повзрослел, а вы как терапевт правильно выполнили свою работу..  

Клиенту как и ребёнку нужно время для того, что бы понять, что для него сделали его родители и учителя. А ведь некоторым детям на осознание этого процесса нужна целая жизнь.

Но в реальной семье между родителем и ребёнком существует родственная связь которая позволяет гораздо проще прощать друг другу любые обидные слова и поступки. В терапии такой связи нет поэтому здесь гораздо сложнее прощать подобные вещи.

Подобные сепарационные процессы присутствуют в терапии или коучинге любого уровня.

 

 

Сепарация как метафора

Если говорить о этих процессах с позиции Юнгианского психоанализа.  То терапевт вводит клиента в мир метафоры и знакомит его с образностью его психики через погружение в его метафорическое пространство.  Клиент здесь подобен яйцу которое терапевт помещает в инкубатор своего метафорического пространства в котором происходит дозревание психики клиента..

Когда из этого "яйца" вылупляется "новый человек" с обновленной психикой и личностью ему необходимо выйти из пространства терапевта -  учителя. Необходима та же самая сепарация. И то что он выходит из метафорического пространства - инкубатора  это хорошо. Но на то, что бы создать своё пространство у него могут уйти годы. Особенно сложно если разрыв связи был болезненным, а обесценивание с его стороны очень сильным. Потому что с обесцениванием "учителя" он обесценивает и взятый им опыт и как следствие он не может воспользоваться этим опытом для того, что бы идти дальше..

Возможно поэтому в индуисткой традиции идёт много предупреждений и о сохранении благодарности учителю вне зависимости от того каким бы он не казался тебе плохим. Вообще при серьёзной работе по правке эго в определённый момент терапевт очень часто выглядит "плохим". Здесь всё зависит от степени готовности клиента к такой работе. Можно сказать от степени его осознанности.

В норме выглядит это так: На уровне социума люди прошедшие этот Путь находят свою социальную реализацию.. Открывают в себе творческий потенциал, понимают чего хотят от жизни и куда им двигаться.. Менее осознанные считают, что в этом только их заслуга, неосознанные  пытаются разрушить инкубатор из которого они только что вышли. Зрелые личности начинают строить свой мир, с благодарностью вспоминая полученный опыт и пытаясь получить новый.

В норме здесь всё должно происходить как в нормальной семье. Ребёнок постепенно отдаляется от родителей, но продолжает поддерживать связь и приезжать в гости. Но чем дальше он отдаляется тем более самостоятельным и мудрым он становится и тем с большей благодарностью он вспоминает родителей. И тем чаще ему хочется вернуться, сказать родителям спасибо, спросить их совет, почувствовать поддержку..

И здесь прямая зависимость чем более не здоровые отношения были в семье пациента, чем сложнее там проходила сепарация тем сложнее она будет проходить и здесь. Поэтому сепарация от родителей это тот момент которому обязательно нужно уделять внимание в терапии. Даже если у клиента изначально совсем другой запрос на терапию..

Рейтинг статьи: 
0