Песочная терапия и детский юнгианский анализ
Самость по Юнгу это глубинное архетипическое начало человека как индивида. Это начало гармонично объединяет сознательную и бессознательную части психики в то же самое время позволяет индивидуально раскрыть себя в социуме. Путь достижения Самости называется по Юнгу индивидуация.
Главная функция Самости это объединение сознательного и бессознательного, мужского и женского, теневого и проявленного. Самость это целостность в разделённостии. Это гармоничное сочетание света и тьмы. Очень похоже на то что Даосы называют «Дао».. Индивидуация в их терминологии есть «Путь Дао».
Символами Самости чаще всего выступает круг или квадрат. Они могут также встречаться одновременно. Или отображаться в виде образов имеющих схожую форму. Например за образами Солнца или шара так же стоит символ круга. В центре фигуры часто может появляться точка или деление срединного пространства на 4 части.
Можно выделить 3 основных постулата в работе сэндплей терапии по Доре Калфф:
- Прежде всего сэндплей должен стать свободным и безопасным пространством
- Сэндплей это место для переживания символа в безопасном пространстве
- Ребёнок в сэндплей должен находить открытый Мир в котором он принят и признан.
Нойманн описывает Самость как руководящий центр существующий априори. Нечто существующее до начало формирования личности и определяющее смысл всей жизни. Нойман выделяет 3 фазы раннего психического развития:
- Единство, Первичные отношения с матерью
- Разделение, Разделение мировых родителей
- Центроверсия.
Калф называет эти 3 фазы развития несколько иначе но общий смысл остаётся тем же
- Единство мать дитя.. выстраивание
- Отношений с материнской фигурой
- Констелляция Самости
- Фаза Первый год жизни ребёнка «мистического соучастия» в которой ребёнок воспринимает мать как часть себя. В этом состоянии ребёнок свободно читает своё бессознательное и бессознательное своей матери. Утрата матери в фазе раннего развития разрушает эго. В сэндплее главный признак стресса у ребёнка голод и пожирание присутствующие в песочной картине.
- Фаза. По мере взросления ребёнка усиливается восприятие себя и происходит разделение с матерью. Но при этом растёт любовь и привязанность к матери. В этой фазе сознание ребёнка начинает поворачиваться к внешнему миру рождая интерес и желание узнавать новое. Психе ребёнка выходит из под тотального влияния матери и начинает познавать «добро и зло». Это первый виток процесса сепарации от матери и в зависимости от того как ребёнок его пройдёт зависит сможет ли он в конце концов стать независимой личностью.
- Фаза. Примерно в 3х летнем возрасте в нормальной атмосфере любви и признания, психе ребёнка получает «искру целостности» которая в дальнейшем перерастает в восприятие самости. В этом состоянии ребёнок ощущает себя неким божеством стоящим в центре мира. В тоже время Самость воспринимается ребёнком как нечто подавляющее и пережить это правильно ребёнок может только если находится в гармоничной связи с матерью.
Уникальная позиция терапевта как наблюдателя за происходящим с клиентом психическим процессом, способствует глубинному терапевтическому потенциалу сэндплей терапии. Качественное присутствие терапевта является мощным катализатором для глубинных терапевтических процессов в психики клиента. Их совместные усилия направлены на усиление воздействия символа. Присутствие терапевта стабилизирует поле, особенно это важно при слабых позициях эго. Контенирующая роль психе терапевта является своего рода алхимической ретортой в которой происходит процесс трансформации и исцеления психики клиента.
На эту работу у клиента могут уйти годы и она может продолжаться даже когда клиент уйдёт из терапии. И всё это время терапевт может удерживать эту работу в себе. Он помнит песочные картины «своих детей». И всё это время данный символьный материал продолжает влиять на сознание терапевта.
Символьное содержание безгранично и не стоит ждать того что сознание полностью его примет. Здесь самое важное оставаться открытым бессознательным процессам. Позволять им влиять на нас и пытаться улавливать сообщения из бессознательного.
Терапевт должен изучать символы. Вовлечённость терапевта в сэндплей терапию в большей степени зависит от его ассоциированности с символическим содержанием. Терапевту необходимо изучать символы клиента, играть с ними, читать о них, обсуждать с клиентом и другими терапевтами. В общем вступать с ними в отношения всеми возможными способами. Символьное содержание не возможно контейнировать в одиночку. Нужно научиться «проживать символическую жизнь» как сказал Эдвард Эдингер.
Интересно то, что Дора Калф думает относительно супервизийных групп. По её словам они очень важны в работе по расшифровке символов и должны иметь постоянный состав для правильного контейнирования символьного содержимого и создания так называемого «холдинга».
В сэндплей работе нужно стараться выработать установку на присутствие сакрального и готовность следовать за символическим процессом. Сэндплей это вовлечённость в отношения с присутствием нечто божественного в клиенте и в себе.