Психологическое консультирование и его цели

         Психологическое консультирование, в смысле профессиональной помощи, это достаточно новая отрасль современного социума. Однако корни подобной деятельности протянуты глубоко в древность. Тогда психически больные люди не отделялись от людей с больным телом. И для лечения и тех и других применялись различные тайные ритуалы и магические практики. А выполняли их шаманы, колдуны, ведуны, знахари, жрецы, монахи и священники. До нас доходят описания фактов того, что в древние времена люди могли исцелять словом. Словом изгонялись из человека бесы и нечистые силы. Мы не можем быть уверены на 100%, но ведь очень похожи эти описания на работу современных психологов. В древней  Персии, Греции, Месопотамии и Риме практикой психологического консультирования занимались уже не только служители культа, сколько  философы, врачи, подвижники духовных первоучений .

Давайте ещё возьмём для примера христианскую исповедь. Эта традиция дошла до нас с достаточно древних времён. И в ней мы тоже легко можем увидеть аналогии с работой психолога. Подобные же практики есть практически во всех современных религиях.

Но при всём этом, на данный момент времени, тема психологического консультирования раскрыта ещё далеко не полностью. И на сегодняшний день нет однозначного определения для этой практики.

Для примера можно взять одно достаточно лаконичное определение, которое было предложено лицензионной комиссией США, выдающей разрешения на частную практику. Звучит оно примерно вот так: "Консультирование — это совокупность методов, направленных на помощь человеку в решении проблем и принятии решений, относительно его профессиональной деятельности, семьи, брака, развития личности и межличностных отношений".

Основная мысль в подходе к психологическому консультированию в том, что большинство психически здоровых людей могут самостоятельно справится с практически любой психологической проблемой. Поэтому в этом подходе клиенту отводится большая роль, чем в других психологических подходах.

Но давайте более конкретно разберем, что же такое психологическое консультирование.

Прежде всего, это консультация по вопросам различного характера. Клиент общается с Консультантом. Точно так же, как вы общаетесь с консультантом в магазине бытовой техники, когда не знаете, что вам лучше приобрести. Консультант вам помогает сделать выбор, того или иного товара. Здесь консультант - психотерапевт так же помогает сделать выбор клиенту. Но уже не товара, а того как ему нужно действовать в той или иной ситуации. Помогает обучиться новому поведению, помогает развитию личности клиента. И здесь надо обратить внимание на то, что психотерапевт ни в коем случае не решает за клиента. Он только помогает ему сделать этот выбор. Если нужно, объясняя клиенту, что у него есть право на тот или иной выбор. Потому что очень часто люди приходят в надежде получить готовые ответы или способы решения своих проблем.

Цели консультирования

Так как за консультацией приходят очень разные люди, из разных слоёв населения, то и цели, преследуемые этими людьми соответственно разные. Поэтому вопрос однозначного определения цели консультирования неоднозначен. Если же мы начнём обобщать, и искать общий корень всех причин обращение клиентов за консультацией, то мы неизменно выйдем на неудовлетворённость людей той или иной ситуацией в своей жизни или полностью всей своей жизнью. Это могут быть какие-то события или реакции человека на других членов социума и т.д.. Исходя из этого, мы можем сказать, что  основная цель консультирования заключается в том, чтобы клиент был удовлетворён результатами консультирования. Нужно помочь клиенту в решении его проблемы, при этом постараться не решать эту проблему за него.. То есть, именно клиент должен найти решение. И именно он определяет и оценивает сделанные им  шаги.  И именно это заставит его прийти за помощью ещё раз, и именно это отличает хорошего специалиста от посредственного. 

То есть, обращение клиента к консультанту должно приводить к следующему:

1. Клиент должен понимать и ощущать, что есть выход из сложившейся у него ситуации.

2. Должно возникать понимание того, как клиент может сделать свою жизнь лучше.

3. Должно возникать желания для работы над собой ( совершенствования своих навыков, образцов поведения, расширения кругозора и знаний в различных областях)

4. Клиент должен понимать в какую сторону ему нужно двигаться и над чем ему предстоит поработать, для того, чтобы сделать свою жизнь легче и счастливее.

 

Рейтинг статьи: 
0